Ранние исследования этнометодологов включали эксперименты, подчас провокационные, по временному разрыву привычных ритуалов, стиля общения людей и наблюдение за тем, как люди реагируют на неожиданные вторжения в привычную среду. Этнометодологи полагали, что именно в непривычных версиях обыденных ситуаций люди могут проявить те фоновые ожидания, которыми они, порой неосознанно, руководствуются в своих действиях. Основными участниками эксперимента были студенты Гарфинкеля. Эксперименты получили полуофициальное наименование «гарфинкелинги» :
В уже ставшем классическом эксперименте, Гарфинкель дал инструкцию группе студентов, по возвращении домой вести себя как жильцы, квартиранты. Для родителей, поведение детей явилось странным и неприятным сюрпризом. Стоит посочувствовать родителям, которые не узнавали своих милых и добрых детей, неожиданно встречая холодный и формальный отклик на привычное «привет, как дела?». Родители не могли понять, что случилось с их любимыми детьми. Очень скоро такой эксперимент был прерван, чтобы избежать проблем со здоровьем родителей.
* * *
Экспериментаторы выбирали в супермаркетах продукты из тележки других покупателей и клали в свою. Люди удивлялись. «Что вы делаете?». «Так брать продукты из тележек гораздо удобнее, чем искать на полке».
* * *
В супермаркетах экспериментаторы начинали вести себя как на рынке, торгуясь с продавцами о цене товара. Из той же серии: студент начинал торговаться с водителем муниципального автобуса о цене проездной платы.
* * *
На ритуальный для английского языка вопрос-приветствие «Как дела?» экспериментаторы начинали подробно рассказывать, как же они действительно поживают.
* * *
Студент жизнерадостно просит у юноши, стоящего за прилавком МакДональдса, принести ему "Уоппер" – вид многослойного гамбургера, который продается у конкурентов Макдоналдса сети кафетериев «Бургер Кинг». Юноша просит повторить заказ. Когда студент уверенно повторяет «Уоппер», юноша оглядывается на коллег, слышали ли они столь странную просьбу. Другими словами, он ищет подтверждение тому, что «все знают», что входит в меню Макдоналдса и тот, кто не знает этого меню, ясное дело, человек «ни от мира сего». Юноша-продавец видит удивленные взгляды и поднятые брови своих коллег и понимает, что они так же удивленны необычным заказом. После того, как первый студент вносит помехи в конвейер фаст-фуда, его друг столь же уверенно подходит к кассиру и просит принести кусок пиццы, которую, конечно, также не продают в Макдоналдсе.
* * *
Игра в «крестики-нолики», когда экспериментатор просил испытуемого сделать первый ход, потом стирал поставленный им «крестик», ставил его в совсем другом квадратике, прежде чем делал свой ход.
* * *
Эксперименты в магазинах и ресторанах, где обычных посетителей намеренно принимали за продавцов и официантов.
* * *
Экспериментаторы давали «на чай» друзьям, родителям и посторонним людям за малейшие, самые обычные проявления хорошего тона и доброжелательности.
* * *
Студенты шли в модный ресторан и начинали есть намеренно некультурно, неопрятно, руками, не пользуясь вилкой, ложкой и ножом.
Во время или по заключении «гарфинкелингов» подробно фиксировалась удивленная, возмущенная реакция людей на нестандартное поведение экспериментаторов. Этнометодологические эксперименты «разрывали», «нарушали» (break, breach) повседневную рутину общения, раскрывая ту напряженную работу, которая производится каждым членом общества для сохранения, восстановления нормального хода жизни.
Все эти вмешательства, интервенции этнометодологов в привычную жизнь показали, как люди всякий раз активно сопротивлялись, когда их вынуждали подвергнуть сомнению значительное количество самоочевидных рутинных способов действия.
источник - www.polit.ru/science/2006/06/13/etno.html