На этот раз мне было предоставлено намного больше времени, чтобы поближе познакомиться с Лондоном, который часто называют "дважды включенным городом" (L ON d ON). Как театр начинается с вешалки, так город начинается с ворот. Для современного Лондона - это в первую очередь авиаврата, главными из которых является аэропорт Хитроу. Один из крупнейших на сегодняшний день в мире аэропортов в прямом смысле поражает своими размерами и размахом инженерной мысли. Особенно это касается терминала №5, который с момента ввода в эксплуатацию (весной 2008 году) стал поистине одной из достопримечательностей британской столицы.
Попадая в него, поражаешься тому, насколько креативно и вместе с тем функционально можно подойти к строительству заурядного аэроузла. Впечатление усиливается после того, когда познакомишься с работой аэропорта поближе. Меня, в частности, немало порадовал тот факт, что благодаря on-line сервису British Airways регистрация на рейс занимает считанные минуты (фактически только получаешь на одной из многочисленных стоек посадочный талон), а в самом аэропорту можно быть не, как обычно, за два часа до отлета, а максимум за 30-40 минут.
При этом, несмотря на относительную удаленность от центра (Хитроу находится вне черты города, в так называемой 6-й зоне), существует масса способов, как добраться до Лондона.
Наиболее простым является метро. Впервые попав в tube, как называют подземку англичане, у любого непосвященного человека возникает определенное чувство замешательства. Глядя на схему лондонского метро (их бесплатно можно взять на специальном стенде на любой станции), в глазах рябит от обилия линий и станций, которых приблизительно в полтора раза больше, чем в московском метро. Но на поверку все оказывается не так сложно. Фактически основными линиями лондонского метро являются - Piccadilly Line, Victoria Line, Circus Line, Bakerloo Line и Northern Line. Остальные выполняют больше вспомогательные функции. Станций, где надо делать пересадки, также не так много.
Тем не менее, шанс заплутать в лондонском метро, безусловно, есть. Несмотря на постоянные указатели, некоторые переходы между "ветками" и со станции на станцию можно по праву именовать "тропой Сусанина". Что касается стоимости, то она варьируется от одного до восьми фунтов в зависимости от количества поездок и зон, на которые распространяет проездной билет (в частности, дневная транспортная карта на все виды транспорта на все шесть зон стоит 7,5 фунтов).
Подземка, безусловно, является самым доступным и демократичным видом общественного транспорта. Для сравнения, средняя поездка в кэбе (такси) обойдется в 10 фунтов. Тем не менее, следует отметить, что определенные неудобства метро все же вызывает. Связано это как с регулярными забастовками служащих, так и с тем, что некоторые линии в отдельные дни закрыты.
В частности, автор этих строк по забывчивости едва не опоздал на поезд, поскольку в воскресенье Victoria Line была закрыта, и он не смог обычным маршрутом добраться до вокзала Виктория.
Но все эти неудобства в конечном счете отходят на второй план на фоне позитива, связанного с пребыванием в британской столице. Правда, стоит оговориться, что за последний год его несколько поумерилось, виной чему, скорее всего, является финансовый кризис (credit crunch). Тем не менее, далеко не все кризисные явления можно рассматривать как однозначно негативные, о чем речь еще пойдет впереди.
Что же касается атмосферы, то даже в условиях ухудшения экономической ситуации британцы не теряют присутствие духа. Скорее даже наоборот, в плане поднятия настояния они являются одними из законодателей мод. Подтверждением этому служат многочисленные мероприятия и акции, проводимые с завидной регулярностью и направленные на, если можно так выразиться, создание "чувства локтя".
При это некоторые из них приобретают поистине национальный масштаб. В частности, речь идет об акции Green Britain, в ходе которой всем жителям страны предлагалось на один день отказаться от использования загрязняющих экологию продуктов, а также заняться энергосбережением. Ради этого в зеленый цвет был выкрашен даже британский флаг - Union Jack.
Не столь масштабным мероприятием, но в то же время более регулярным в плане проведения являются благотворительные массовые забеги (марафоны). Только в июле в Лондоне их было проведено два, а общее число участвующих превысило 25 тыс. человек. Участие в марафонах хотя и является сугубо добровольным занятием, однако среди бегущих можно зачастую встретить людей, одетых в одинаковые майки с названием компаний, что свидетельствует о том, что эти забеги стали уже частью корпоративной культуры. В целом же, проведение подобных забегов, в которых принимают участие не только жители Лондона, но и других районов Британии, призвано продемонстрировать как то, что британцы являются спортивной нацией, так и высокую культуру участия.
Примечательно, что маршруты всех марафонов, как правило, проходят через центральные исторические районы Лондона, поэтому у бегущих есть масса времени на то, чтобы познакомиться с достопримечательностями британской столицы.
Для тех, кто не особо любит бегать, британская столица предлагает и другие развлечения. Особенно это касается культурной программы. В Лондоне масса мест, которые можно и нужно посетить. Начать стоит хотя бы со знаменитого колеса обозрения London Eye. Несмотря на то, что билет на него, по субъективному мнению, весьма дороговат (17 фунтов), вряд ли 20-минутная поездка, в ходе которой можно наблюдать весь Лондон с высоты птичьего полета, оставит кого-то равнодушным.
Кроме того, при покупке билета на колесо обозрения можно приобрести со значительной скидкой билеты в другие музеи. В частности, в знаменитый музей мадам Тюссо. Экспозиция в нем за последнее время претерпела существенные изменения. В частности, появилась фигура американского президента Барака Обамы, а также ряда известных celebrities. Стоимость билета в музей (с учетом скидки) 20 фунтов.
За гораздо более скромную сумму (6 фунтов) можно посетить музей Шерлока Холмса, который расположен здесь же неподалеку на Бейкер-Стрит. Музей расположен по общеизвестному адресу Baker Str. 221a, и представляет собой трехэтажное здание, в котором помимо атрибутов викторианской эпохи можно увидеть персонажей книг Конон-Дойля (восковые фигуры из того же музея мадам Тюссо), а также пообщаться с живым доктором Ватсоном (естественно, актером).
Не менее интересную экспозицию (правда, за более солидную сумму - 20 фунтов) предлагает знаменитый музей Тауэра. Главная английская тюрьма, правда, уже не внушает того страха и трепета, как в средневековье. Но любителям седой старины, будет, безусловно, интересно посмотреть быт и убранство средневековой крепости, поближе познакомиться с камерами пыток, а также посмотреть стилизованные представления у стен Тауэра и пострелять из арбалетов времен Столетней войны.
При этом, направляясь к Тауэру, многие наверняка изберут маршрут через знаменитый Тауэрский мост, где помимо отличного вида на Темзу, а также покоящийся на вечном приколе наподобие небезызвестного крейсера "Аврора" крейсер королевских ВМФ "Белфаст", можно посетить мимоходом музей Тауэрского моста (5 фунтов), где предложат самолично сделать себе сувениры.
Однако наибольшим интересом у лондонцев (особенно юных), а также туристов всех мастей пользуются различные horror-шоу (шоу ужаса), где за умеренную плату (30 фунтов) можно посетить сразу несколько театров ужаса (благо, все они расположены в одном месте - вблизи станции London Bridge) и пощекотать себе нервы. Кстати, элементы ужаса и эпатажа постепенно становятся приметой времени и уже присущи вполне консервативным лондонским музеям. В частности, своя комната страха в настоящее время и в Музее мадам Тюссо.
Для любителей более традиционного театрально искусства можно порекомендовать посещение Wyndham`s Theater, где до конца августа шли театральные постановки шекспировского "Гамлета" с небезызвестным Джудом Лоу (Jude Law) в главной роли. Помимо "Гамлета" в репертуаре этого театра, расположенного буквально в пяти минутах ходьбы из знаменитого The Covent Garden, пьесы "Иванов" по А.П. Чехову и "Мадам де Сад". Стоимость билета варьируется от 10 до 25 фунтов.
Для любителей интеллектуальных забав также можно предложить посещение галерей Tate Britain и особенно Tate Modern, где почти каждый месяц открывается новая экспозиция, посвященная тому или иному деятелю или стилю современного искусства. Кстати, путь к Tate Modern пролегает по знаменитому мосту Millennium, который, благодаря своей необычной форме сам является произведением, современного искусства. При этом в непосредственной близости от музея расположен один из наиболее масштабных книжных развалов, где можно найти массу интересного.
Для любителей не только посмотреть, но и послушать британская столица также предлагает немало интересного. Лондон недаром называют музыкальной столицей мира. По количеству проводимых музыкальных фестивалей и прочих events британская столица даст много очков вперед другим городам.
Знаком последнего времени стало возвращение культовых британских групп. В июне после долгого перерыва напомнил о себе некогда флагман британского брит-попа Blur, в июле с концертом на стадионе Уэмбли выступили Oasis. Правда, выступление последних не обошлось без конфуза - во время исполнения одного из наиболее культовых "боевиков" Wonderwall, очевидно, из-за дождя, "вырубило" электричество, в результате чего концерт был раньше времени закончен. В ближайшее время должен стартовать тур Radiohead.
Помимо выступлений на открытых площадках масса мероприятий проводится в клубах. Вообще лондонская клубная жизнь - довольно специфическое явление. По крайней мере, такой эклектики - смешения цветов и красок вперемешку с британской экстравагантностью не только трудно где-то еще найти, но и просто себе представить. При этом являвшийся долгое время законодателем мод район Сохо с его клубами и ресторанами в последнее время заметно сдал позиции, уступив более демократичным заведениям в районе Ноттинг Хилл.
В плане демократичности вряд ли что может поспорить с лондонскими пабами. Несмотря на тотальное засилье японской, китайской, итальянской и индийской кухни посещение паба по-прежнему остаются не только традиционной формой проведения досуга британцев, но и своеобразной чертой менталитета. В пабе можно не только выпить пива или распробовать элей (традиционный английский паб - это именно питейное заведение, в котором не предусмотрена кухня, кроме снеков), но и в непринужденной атмосфере пообщаться с друзьями или коллегами.
Причем посещение пабов начинается задолго до завершения рабочего дня. Еще во время обеденного перерыва многие служащие, скажем, лондонского Сити, не отказывают себе в удовольствии пропустить пинту пива в приятной компании. При этом, несмотря на то, что пабы являются единственными и уникальными в своей роде заведениями, приметой времени становится появление сетевых пабов.
Одной из таких сетей является Wetherspoon`s, которая охватывает не только Лондон или Англию в целом, но также Шотландию и Уэльс. При этом Wetherspoon`s - это то заведение, в котором, в отличие от других, вам предложат не только выпить, но и закусить. В меню наличествуют преимущественно традиционные британские блюда, что развеивает миф о том, что британская кухня окончательно выродилась. В плане ценовой политики это заведение также выгодно отличается от других (цены здесь в среднем на 20% ниже), что не, в последнюю очередь, связано с финансовом кризисом.
В целом, credit crunch - является амбивалентным понятием. И в первую очередь, в сознании самих британцев. С одной стороны, снижение темпов экономического роста, ухудшение ситуации в кредитной сфере, рост безработицы - все это, безусловно, негативные явления. Однако с другой - кризис предоставляет возможность позволить себе то, что ранее было весьма и весьма труднодоступным. Касается это не только квартир, машин, путешествий, но практически всего.
Приметой времени стали огромные скидки. Даже такой консервативный в плане ценовой политики гигант как Harrods в июле и августе устраивал специальные дни распродаж, в течение которых цены были снижены на 30-40%. У остальных же скидки могут достигать 50-70%. Все это не может не рождать гипертрофированный потребительский спрос известный как shopping spree - разгул шоппоголизма.
Тем не менее, даже в условиях огромных скидок прижимистые британцы предпочитают одеваться не в дорогих магазинах, а в довольно дешевых и демократичных. В частности, в Primark, где стоимость вещи в среднем не превышает 10 фунтов. И это тоже является своего рода антикризисной мерой, как и то, что, несмотря на появившиеся возможности, в настоящее время многие предпочитают подождать, отказавшись от покупки машины или квартиры, по-видимому, ожидая худших времен.
В свою очередь, это не может не накладывать отпечаток на жизненный ритм и облик Лондона. При всей его красочности и живости в нем явно уже прослеживается некая тень грусти.
Особенно ощутимо это в общении с теми лондонцами, кто работает в деловом квартале - Сити, который уже не столь пышет оптимизмом, как, к примеру, еще год назад. Финансовый кризис отразился в первую очередь на нем. В настоящее время можно видеть немало объявлений о переезде, а также закрытии ранее вполне успешных компаний и контор. В итоге, в Сити, где и так было относительно немноголюдно, на некоторых улицах в разгар рабочего дня царит тишина, такси уже не так бойко едут в поисках пассажиров, а людской поток по Лондонскому мосту (традиционная тропа деловых людей) в обоих направлениях заметно поредел.
Впрочем, все это, скорее всего, временное явление. Как и эпидемия свиного гриппа, которая, к слову, несмотря на все увещевания отечественных санитарных властей, в британской столице не только не лютовала, но и особенно ощущалась. Впервые автор этих строк вспомнил о ней лишь тогда, когда ему об этом напомнил приятель из Москвы. Однако ни до, ни после ему с ней не удалось столкнуться. И за все время пребывания в британской столице (более полутора месяцев) об эпидемии свиного гриппа можно было узнать разве что из СМИ.
Тем не менее, тем, кто все же опасается за свое здоровье, можно порекомендовать оставаться дома. Тем же, кто готов это призреть и настроен на посещение Лондона можно пожелать лишь одного - хорошего путешествия. Говорят, осенью британская столица особенно хороша.