Из-за дефектов Большой адронный коллайдер будет отключен на год.
При строительстве большого адронного коллайдера были допущены ошибки, которые помешают вывести ускоритель на проектную мощность в течение ближайших двух лет.Об этом в интервью Би-би-си заявил представитель Европейского центра ядерных исследований (CERN).
Тем не менее, как сказал директор CERN по ускорителям и технологиям доктор Стив Майерс, уже к концу марта ускоритель будет выведен на рекордную мощность в 7 трлн электрон-вольт (ТэВ).
Однако в конце 2011 года коллайдер будет закрыт на срок до года для проведения в туннеле профилактических работ: они необходимы для проведения экспериментов по столкновению пучков протонов, в рамках которых должны быть достигнуты вдвое большие мощности.
Тот самый адронный коллайдер
По словам Мейерса, причиной закрытия коллайдера станут не проектные ошибки, а дефекты, обнаруженные в медных шинах сверхпроводящих магнитов в туннеле.
Эти медные шины являются аварийным механизмом, задачей которого является нейтрализация тока, высвобождаемого при непредвиденном разогреве одного из магнитов. На языке инженеров такой эпизод получил обозначение "гашение" (quench).
Именно такой случай привел в 2008 году к тому, что около тонны жидкого гелия просочилось в туннель, что вызвало целый ряд отказов или гашений магнитных установок. Устранение последствий этой аварии обошлось в 40 млн швейцарских франков (37 млн долларов).
Что же такое Большой адронный коллайдер?
Как показало расследование, причиной аварии стали дефектные электрические контакты, соединяющие сверхпроводящие кабели. В некоторых из них между медными стабилизаторами и сверхпроводящим кабелем были пустоты.
При достаточно высокой силе тока сопротивление контактов начало расти, температура контактов также поднялась, что привело к выходу кабеля из сверхпроводящего состояния, повреждению трубопроводов криогенной системы, сбросу жидкого гелия в туннель, нарушению герметичности и выходу установки из строя.
Инженеры считают, что ускоритель может быть теперь выведен на мощность 7 ТэВ, однако достижение проектной максимальной мощности в 14 ТэВ сопряжено с опасностью новой аварии. Поэтому они приняли решение о продолжении работы на половинной мощности в течение полутора-двух лет, а затем о закрытии коллайдера для ремонтных работ в туннеле протяженностью в 27 км.
По словам директора CERN, это решение было принято совместно с физиками, работающими на четырех гигантских ускорителях, которые входят в комплекс Большого адронного коллайдера.
Большой адронный коллайдер впервые столкнул протоны
Между тем, ученые говорят, что чрезвычайно довольны прогрессом, достигнутым после повторного запуска Большого адронного коллайдера.
Ранее гендиректор Европейской организации ядерных исследований (CERN) Рольф Хойер рассказал о планах физиков с помощью БАК пролить свет на теории темной материи, дополнительных измерений и бозона Хиггса.
Напомним, 27 февраля нынешнего года ускоритель был запущен заново после аварии, произошедшей в сентябре 2008 года.
(с) http://korrespondent.net/tech/science/1055491