10 сентября 2008 г. замминистра иностранных дел Константин Елисеев заявил, что Евросоюз готов способствовать скорейшему завершению процесса демаркации украинско-молдавской государственной границы. При этом, по видимому, опять незатронутой осталась «проблема Джурджулешты-Паланка». Истоки этого вопроса уходят в начало 1990-х гг. После развала СССР Молдова, воспользовавшись «неопределенностью» границы с Украиной, заявила о своих правах на полуторакилометровый участок берега в месте слияния рек Прут и Дунай. Будущий порт назвали в честь близлежащего села - «Джурджулешты». Его ядром должен был стать нефтяной терминал объемом переработки до 2,1 млн. т в год (первая очередь - 1 млн. т в год), способный принимать танкеры дедвейтом до 10 тыс. т.
В ответ на протесты украинской стороны Молдова предложила вариант обмена 435 м береговой полосы на отрезок автотрассы Рени - Одесса (7,7 км) в районе с. Паланка, проходящий по молдавской территории. Соответствующее соглашение было подписано в 1998 г.
Самое интересное в этой ситуации - Молдова фактически обманула Украину! Получив доступ к Дунаю и став «морской державой», наш юго-западный сосед так и не выполнил свои обязательства по договору и не передал участок автодороги в районе Паланки. Однако, судя по тому, что эта проблема не поднимается нашим МИДом в процессе переговоров по демаркации госграницы, либо обязательство о передаче участка трассы не было включено в соглашение, либо Украина вообще расценивает передачу участка под Джурджулештами как «безвозмездный подарок». В любом случае, этот «договор обмена» прямо противоречит ст.73 Конституции Украины, говорящей о том, что вопросы об изменении территории Украины решаются исключительно всеукраинским референдумом.
Акватория портового нефтетерминала «Джурджулешты» граничит с зоной ответственности украинского МТП «Рени». И хотя эти предприятия не являются прямыми конкурентами (Джурджулешты рассчитан на обслуживание импортных грузопотоков, Рени - экспортных), Ренийский морпорт также обладает мощностями по перевалке нефти и нефтепродуктов объемом более 2 млн. т в год. Однако сейчас они задействованы не более чем на 20% - по итогам 7 месяцев 2008 г. украинский порт переработал только 222 тыс. т нефтепродуктов (+0,1% к аналогичному периоду прошлого года).
Происходит это не в последнюю очередь из-за того, что железная дорога на Рени, как и автомобильная, проходит через территорию Молдовы. Поэтому наши соседи имеют возможность влиять на стоимость транспортировки грузов, следующих в этот порт. К тому же, в конце августа Молдова завершила строительство 50-км железнодорожной ветки «Кагул-Джурджулешты», упрочив тем самым преимущества своего порта. Планы же отечественных чиновников построить железнодорожную ветку Измаил-Рени протяженностью 47 км пока остаются на бумаге.
Мотивы Евросоюза, приветствующего независимый выход Молдовы к международным водным путям, можно понять. Однако проблемы, связанные с Джурджулешты (в т.ч экологические, пограничные, транспортные), продолжают существовать и задевать интересы Украины. Поэтому «благотворительность» отечественных властей, не использующих эту ситуацию хотя бы для снятия «транзитной блокады» порта Рени, остается загадкой.
tbu.com.ua