Чинету (китайскому интернету) не нужны Google, LiveJournal, ICQ, Facebook и Wikipedia. Аналогичных, но собственных сервисов у китайцев великое множество. Технические возможности родного сервиса настолько велики, что заглядываться на иностранные китайцам нет необходимости. Что мы знаем о китайском интернете (Синете или Чинете)? Первое и главное знание иностранца — запрет внешних сайтов, интернет-полиция и «Великий китайский файервол» (Great Firewall of China, GFW). Об очередном запрете часто передают мировые новости. Все китайцы ходят в интернет под реальными именами, и ники запрещены. И что с китайских интернет-адресов приходит много спама и вирусов. Во всех этих «знаниях» есть доля истины, но они всё же не дают полного представления о Чинете.
Китайская стена
Первые годы Чинет, как и весь остальной интернет, создавался стихийно. Доменная зона .cn была зарегистрирована в 1990 году, пользователей было немного. В основном интернет был в учебных заведениях. Сейчас насчитывается более 5 млн оригинальных сайтов, а подсчитать точное количество пользователей практически невозможно.
Как ни парадоксально, Великая китайская интернет-стена была создана при участии иностранцев. Это был компромисс для выхода иностранных компаний на просторы китайского интернета: разработкой интернет-фильтра занимались IBM, CISCO и Yahoo.
Гигантский файервол обладает огромным запасом слов и словосочетаний на многих языках мира. Пользователи уже давно изобрели свой сленг и не употребляют такие слова, как «Тибет», «Тайвань», «фалуньгун», «независимость». Вместо «забанили» пишут «GFWed». До недавнего времени китайцы употребляли слово «гармонизироваться», но и его уже отслеживает «Великий файервол». Сейчас в качестве эвфемизма «забанили» употребляется «рак».
Китайские власти то закрывают, то открывают доступ к Wikipedia, Google, Flickr, LiveJournal. Опытные пользователи пользуются обходными путями через различные прокси. Но на самом деле большинство китайцев не нуждаются в подпольном существовании. Множество китайских аналогов «аськи», ЖЖ, «Одноклассников», Google заполнили Чинет.
Китайцы всегда следуют поговорке «Мань мань цзоу» («Следуй постепенно»). В стране хорошо развиты университетские порталы. Этому способствует практически бесплатный доступ в интернет из вуза. Участие в жизни университета через сайт и через локальные студенческие блоги сильно влияет на принятие руководством университета каких-то решений, касающихся организации жизни.
Но главное — в университетах нет выхода на международные сайты. Окончив вуз, молодые люди привыкают пользоваться только местными сайтами. Надобность в иностранных сайтах не развивается. Скоро вырастет новое поколение, которое ни разу в жизни не заходило на Google.
Made in China
Общение
Самый главный мессенджер — QQ (qq.com). «Великий китайский пингвин» — аналог привычной нам «аськи». QQ настолько популярен, что, пожалуй, нет ни одного пользователя Чинета, у кого бы не было «интернет-номера». Именно так из-за популярности называют QQ — «номер». То, что номер может быть от какого-то другого мессенджера, даже не предполагается. Любовь к QQ так велика, что QQ назвали даже китайскую копию «Тойоты».
QQ — это не просто «аська». Там есть всё: музыка, игры, QQ-деньги, блоги и даже тамагочи. С теми, у кого нет друзей, может пообщаться девушка по имени Сяо Q. Эта девушка-робот, которая знает множество анекдотов, выслушивает ваши горести, даёт советы, мастерски отвечает на брань. Те, кто не в курсе её «биографии», принимают разговор за чистую монету. Номер Сяо Q — 615050000.
Но и тут не обошлось без «всевидящего ока». При регистрации номера в QQ необходимо вводить настоящее имя, номер мобильного телефона и даже номер удостоверения личности. «Великий файервол» не дремлет и отыскивает «неправильные» слова.
Зарегистрироваться иностранцам за пределами Китая в QQ сложно. Обычно номер они получают от китайских друзей. Да и пользоваться QQ сложно, если в компьютере языком по умолчанию выбран английский или русский. Чтобы остаться в привычном языке, есть только два пути — скачать английскую версию im.qq.com (номер лучше уже иметь) или скачать программу AppLocale с сайта Microsoft.
Поисковик
Самый главный китайский поисковик — «Байду» (baidu.com). И он может соперничать с самим Google. В нём есть всё: блоги и форумы, «Байдупедия», фотоальбомы, система закладок, знакомства, новости, «Байду.Деньги», сервис вопросов и ответов, «Байду.Финансы» и «Байду.Индекс», файлообменная система, игры, карта, тулбар, интернет-пейджер, словарь, антивирус и ещё много другого.
Поисковая система развита великолепно. Есть отдельный поиск для инвалидов и детей. Можно искать у себя на жёстком диске. Имея такое «всё в одном», китайцу нет необходимости идти на иностранные сайты. Кстати, из-за того что «Байду» выдаёт прямые ссылки на музыкальные и видеофайлы, его заблокировали в США. Пиратство вообще в Китае развито очень хорошо. Самый популярный торрент — «Блин» (blin.cn), который не только обширней любого торрент-трекера в мире, но, говорят, и в 50 раз быстрее.
Блоги и социальные сети
Самый большой и популярный новостной портал Китая — «Сина» (sina.com.cn), на котором есть возможность вести дневники. Новости пишутся большой редакцией, но используются и тексты из популярных дневников. Например, во время землетрясения в Чэнду простые студенты сняли видео из окна университета и, пока не отключилось электричество, писали в свой блог новости. Именно эта информация была на первой полосе «Сины».
Китайцы вообще с удовольствием общаются на форумах или пишут комментарии в электронные СМИ. Например, под новостью об избиении китайским мужем русской жены возмущённые китайцы оставили около 5 тыс. комментариев.
Местные «Одноклассники» — Tongxueinvite (tongxueinvite.com) — практически не отличаются от наших. «Сяонэй» (xiaonei.com) похож на Facebook и переводится как «В школе», а его двойник «Хайнэй» (hainei.com) переводится как «В море». Назначения понятны из названий.
Большой популярностью пользуется у китайцев и портал «Кайсиньван» («Сеть весёлых», kaixin001.com). Это развлекательный портал, где китайцы рассказывают о своей жизни и просто делятся эмоциями, дают ссылки на забавное и интересное.
Интернет-магазины
Покупать, продавать и торговаться — китайское всё! Популярность интернет-магазина «Таобао» (дословно — «мыть золото», taobao.com) настолько велика, что про него снимают сериал, где сюжет каждой серии сводится к покупке чего-нибудь на «Таобао». Адрес сайта магазина на «Таобао» пишут на визитках. Регистрация простая, открыть свой магазин на «Таобао» может каждый. Существует рейтинг добропорядочности как продавца, так и покупателя. Купить и продать там можно всё что угодно — новое, самодельное или подержанное. Конкуренция настолько велика, что цены весьма и весьма низкие.
Главное отличие Чинета от Рунета в том, что редкий китаец мнит себя великим журналистом, ведущим или писателем. Китайцы не воспринимают общение в интернете как работу и не склонны рвать на себе виртуальную рубаху, доказывая свою правоту в спорах об экономике или политике. Они просто общаются — ведут блоги, делятся впечатлениями на тематических форумах, комментируют новости. Их цель — провести время и получить удовольствие.
Чинет весьма самодостаточен и замкнут. Этому способствует не только политическая цензура, но и сложность китайского языка для иностранца. Им вполне достаточно своих сайтов, и если в один прекрасный день из Мировой сети исчезнут Google, Flickr, LiveJournal, Facebook и Wikipedia, китайцы этого просто не заметят.
Источник: http://www.chaskor.ru