Четверг, 02.05.2024
Рубежное .com
Социальный ресурс города
     Шрифт - Шрифт + [ Новые сообщения · Поиск · Правила форума · Участники · RSS · Новое на форуме ]    

  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум Рубежного » Технологии » Авто\Мото » Автобусы СССР (обзор и фото)
Автобусы СССР (обзор и фото)
Art Дата: Среда, 17.11.2010, 08:55 | Сообщение # 1
Наблюдатель
Сообщений: 8669

Первым городским общественным транспортом в России была конка, а затем ее сменил трамвай. Однако устройство трамвайных линий — дело хлопотное, даже в крупных городах. Не везде возможно устроить и троллейбусные пути. Зато автобусу достаточно только более или менее ровной и твердой дороги, можно даже грунтовой.

Производством автобусов в СССР занимались сорок три предприятия — как специализированных, так и таких, которые выпускали небольшие опытные партии. Да еще мы закупали автобусы за границей. Окинуть взглядом весь советский автобусный парк было бы непросто — поэтому остановимся на основных и самых известных моделях и производителях.

Дедушкой отечественного автобуса можно считать АМО-Ф15, выпускавшийся в 1926–1931 годах на заводе «Автомобильного Московского общества» (с 1931 года — «ЗИС», с 1956 — «ЗИЛ»). Этот малыш имел размеры современного маршрутного такси и вмещал 14 человек. Вот только двигатель на нем стоял мощностью всего в 35 л. с. — то есть даже слабее, чем у «Запорожца»! Но как же он выручил наших бабушек и дедушек, которые, наконец, смогли добираться до работы не пешком или на извозчике (если средства позволяли), а на настоящем «моторе»!

А в 1934 году на улицы советских городов въехали ЗИС-8, созданные на базе грузовика ЗИС-5, ставшие первыми массовыми отечественными автобусами. Они имели 21 место для сидения, увеличенный салон уже позволял провозить также 8–10 стоячих пассажиров. 73-сильный двигатель разгонял автобус до 60 км/час, что было достаточно для городского транспорта. По чертежам завода ЗИС-8 выпускали в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Туле, Калуге, Тбилиси и других городах, монтируя кузова на готовые шасси. До конца 30-х годов ЗИС-8 были основой автобусного парка Москвы. Они же стали первыми советскими автобусами, которые выпускались на экспорт: в 1934 году партия из 16 машин ушла в Турцию.

А еще на базе ЗИС-8 выпускали специальные фургоны для работы в городской черте: хлебовозы, рефрижераторы. Кстати, в известном сериале «Место встречи изменить нельзя» в роли милицейского автобуса по прозвищу «Фердинанд» выступил именно ЗИС-8.

Весной 1938-го года начался выпуск новой модели: на той же базе, однако с 85-сильным двигателем, увеличенным салоном на 27 сидений и округлыми формами корпуса. Она получила название ЗИС-16. Развитие автобусного сообщения шло нарастающими темпами — в 1940 году они перевезли свыше шестисот миллионов пассажиров.

Во время войны большинство автобусов были мобилизованы на фронт, где их использовали в качестве штабных и санитарных автобусов, а также — передвижных радиостанций. А те, что продолжали работать на городских маршрутах, в условиях нехватки топлива частично перешли на газ. Он вырабатывался из торфа или деревянных чурок в газогенераторных установках, которые устанавливались на специальных тележках и катились позади автобусов как прицепы. Одной «заправки» хватало как раз на маршрут, после чего на конечной остановке водитель снова подбрасывал в газогенератор дрова.

С возвращением к мирной жизни в послевоенные годы потребовался и новый городской транспорт. Конечно, малогабаритные довоенные автобусы имели важное преимущество: в них не набивалась толпа из полутора сотни едущих со смены рабочих или дачников, которую время от времени «пропахивал» орущий кондуктор. В отличие от трамваев, в автобусах редко можно было увидеть давку: в небольшом салоне мирно и с некоторым даже комфортом ехали двадцать — двадцать пять человек, которые дисциплинированно входили через одну дверь, а выходили через другую, не толпясь и не ругаясь.

Но идилия длилась недолого: рост городов, введение автобусного сообщения на всех возможных маршрутах (даже к деревням с населением в полсотни человек) вызвало и рост числа пассажиров. А они, пользуясь небывалой дешевизной проезда (в 80-е годы он обходился пять копеек в городе, 15-50 в области), зачастую ленились пройти одну остановку пешком и садились в автобусы и троллейбусы. Поэтому появилась потребность в более вместительных городских автобусах.

Очень оригинальной, полной технологических новшеств была одна из первых послевоенных моделей — ЗИС-154, выпускавшийся с 1947 по 1950 год. Корпус без привычного пассажирам капота, необычной для тех времен формы, большой салон (34 сидения). Его кузов выполнялся не из дерева, и даже не из жести, а из алюминия — что было для тех времен настоящей сенсацией. Кроме того, он оснащался дизель-электрической силовой установкой (110 л.с.), которая обеспечивала высокую плавность хода. Пассажиров удивило поначалу и то, что автобус двигался без привычных рывков и захлебывания двигателя, точно плыл над дорогой.


Спустя два года на смену ему пришел более простой и дешевый собрат — автобус ЗИС-155. На метр сократилась длина салона, до двадцати восьми — число сидений, простой карбюраторный двигатель развивал 95 л.с. Однако дешевизна этих машин, выпускавшихся с 1949 по 1957 год, позволила быстро обновить устаревший довоенный парк.

Одним из самых распространенных городских и пригородных автобусов в течение нескольких десятилетий был ЛиАЗ-677, выпускавшийся на Ликинском автобусном заводе с 1968 по 1994 год (всего их произведено около двухсот тысяч штук). Он получил ряд медалей выставок, был признан одним из лучших автобусов советского производства — но пассажиры все равно были недовольны.

Во-первых, в нем было всего 25 (позже 40) сидячих мест, из-за чего между пассажирами, бывало, возникали всяческие споры, а также нарекания в адрес конструкторов — мол, неужели не могли лишнее сидение поставить? Ведь в итоге автобус получился, в основном, для проезда стоя. Во-вторых, при расчетной вместимости 110 пассажиров, в него могло набиться до 250 — особенно в часы пик. Причем только на ступеньках умудрялись разместиться до десяти человек! Ну, а в-третьих, автобус развивал небольшую скорость, особенно если шел в гору или был перегружен. По меткому замечанию пассажиров — словно его волы тянули. Хотя топливо потреблял с большим аппетитом: до 45 литров на 100 км в городском цикле движения!

Безразмерная вместимость ЛиАЗ-677, в который всегда могли поместиться еще несколько пассажиров, и была его главным достоинством. Это очень здорово разгружало маршруты, да и опаздывающие граждане всегда могли запрыгнуть даже в битком набитый автобус — благо его двери со слабым пневматическим механизмом можно было открыть рукой и без особых усилий.

И только конструкторы Горьковского и Курганского заводов продолжали консервативно придерживаться довоенных стандартов, выпуская небольшие автобусы на базе грузовиков. Неказистые с виду, они были очень востребованы — их охотно приобретали предприятия, колхозы, школы. Подвезти работников (что было удобней, чем ехать на лавках в грузовике с надписью «люди»), съездить с бухгалтером в банк или с завхозом на склад, отвезти учеников на районный смотр — всех их функций не перечислить. И одна из них, очень печальная — служить в качестве импровизированного катафалка. Поскольку настоящих катафалков в СССР практически не было, то обычно для таких целей использовали автобус, который предоставляло предприятие, где работал покойный или его родственники. Гроб с усопшим заносили в салон через кормовую дверь и ставили на проходе, а скорбящие родственники садились рядом.

Эти автобусы ведут свой род от ГАЗ-03-30, который конструкторы Горьковского автозавода выпустили в 1933 году на базе знаменитой «полуторки» — грузовика ГАЗ-АА. Прототипом его кузова послужил школьный автобус американской фирмы Ford. Это была небольшая машина, с деревянным, обшитым железными листами кузовом, и салоном на 17 мест. Автобус имел три двери: водительскую, переднюю правую для пассажиров и кормовую, тогда рассчитанную не для загрузки гробов, а для экстренной эвакуации живых пассажиров. Такая компоновка, как и форма корпуса, а равно и традиция выпускать эти автобусы на базе грузовиков ГАЗ, сохранялась на протяжении полувека. В качестве его модификаций выпускались санитарные автобусы ГАЗ-55 (тот самый, который упорно не заводился в комедии «Кавказская пленница»), передвижные мастерские и лаборатории, а также военный трехосный вариант модели ГАЗ-05-193.

В 1949 году на базе послевоенного грузовика ГАЗ-51 создали новые машины, получившие обозначение ГАЗ-651. Их салон стал немного просторнее и вмещал уже 19 посадочных мест, а новый 80-сильный двигатель разгонял машину до 70 км/ч.

В 1950 году, в связи с переходом завода на изготовление кузовов для специальных грузовых автомобилей, производство автобусов решили перенести — сначала на Павловский, а затем на Курганский автобусный завод (КАвЗ), где он получил обозначение КАвЗ-651. Там его выпуск уже исчислялся десятками тысяч. Следующую модель, КАвЗ-685, запустили в 1971 году на базе грузовика ГАЗ-53. Его кузов уже был цельнометаллическим, потолок приподняли (можно было стоять, не упираясь в него темечком), количество сидений возросло до двадцати одного, место водителя отделили от салона перегородкой. Резко увеличилась мощность: новый движок выдавал 120 л.с и разгонял автобус до 90 км/ч.

Огромную помощь городскому и сельскому населению принесли небольшие, но вместительные и проворные автобусы Павловского автобусного завода (ПАЗ). «Пазики» пробирались через лютые морозы Якутии, экспортировались в страны Азии и Африки, где успешно работали в самом тяжелом климате и без должного сервиса.

Сам завод был основан в 1930 году, но больше двадцати лет занимался выпуском инструмента и кузовной арматуры. И только в 1952 году с его нового конвейера сошел ПАЗ-651 (он же ГАЗ-651). Конструкторы завода решили изменить устаревшую форму кузова, заодно несколько расширить салон за счет переноса водительского места вперед (слева от двигателя) — так в 1958 году родился ПАЗ-652. В нем появился задний выход для пассажиров, причем обе двери-гармошки открывались теперь автоматически. Вместимость увеличилась до 37 человек, в салоне разместились 23 посадочных места. Недостатком оставались слишком маленькие окна, дававшие в салон маловато света — что решили компенсировать дополнительными окошками на изгибе кузова между стенкой и крышей.

В 1968 году на конвейер встала новая модель автобуса, ПАЗ-672. Ее отличал более мощный двигатель (115 л.с.), новая ходовая часть, чуть прибавилось места для стоячих пассажиров. Эта модель, с небольшими изменениями, выпускалась до 1989 года. «Пазики» стали основным общественным транспортом пригородных и межсельских маршрутов — там на их плечах лежало 80% перевозок.

Немалую часть советского автобусного парка (импортировано 143 000 машин) занимали венгерские «Икарусы» — пожалуй, самые популярные и самые комфортабельные машины 70-80-х годов. Об их популярности говорит хотя бы такой факт: это был единственный автобус, который издалека узнавали даже маленькие дети, восклицавшие: «Икарус» едет!». А вот в марках отечественных автобусов разбирались немногие.

Но у «Икаруса» был и существенный недостаток — его мощный дизельный двигатель сильно шумел, создавал вибрацию (хорошо ощутимую тем, кто ехал на задних сидениях) и выбрасывал клубы удушливой копоти. От последней всегда страдали стоящие на остановках люди, а также те, кто, согласно правилам дорожного движения, обходил автобус сзади — прямо мимо выхлопной трубы.

Сразу после войны силами всего СССР началась индустриализация Западной Украины — до тех пор являвшейся самой бедной и отсталой провинцией Европы. Уже 21 мая 1945 года был учрежден Львовский автобусный завод (ЛАЗ) — и началась грандиозная стройка. Сначала завод выпускал вспомогательное оборудование, а затем на нем хотели начать выпуск ЗИС-155. Однако было принято окончательное решение разработать собственную модель автобуса. В ее основу легли последние отечественные и западные наработки, в частности автобусов «Мерседес Бенц 321» и «Магирус». И уже в 1956 году был выпущен первый львовский автобус ЛАЗ-695.

Первая модификация автобуса имела крышу со стеклянными закругленными краями. Правда, летом, в жару, это создавало в салоне понятные неудобства. Поэтому стекла уже через два года убрали. Зато появились «козырек» над лобовым стеклом и широкий воздухозаборник на задней части крыши — подававший воздух в моторный отсек, расположенный под задними сидениями.

ЛАЗ-695 смог продержаться на конвейере целых сорок шесть лет, что можно назвать рекордом. Причем после прекращения производства на ЛАЗе его еще несколько лет мелкими партиями собирали на нескольких украинских предприятиях. За это время на трассу выехали более трехсот тысяч львовских автобусов!

Конец века оказался не очень благоприятным для автобусов, даже на основных предприятиях выпуск упал до нескольких сотен машин, которые удавалось продать с большим трудом. Старые маршруты больше не получали новых машин, новые не создавались. А потом стали сворачивать и те маршруты, что были. Общественный транспорт на какое-то время просто перестал развиваться. Кое-где от него и сейчас остаются только одни воспоминания...



Не молчи на меня.
Правила форума
К чему приводят споры с модератором
 
RQ Дата: Среда, 17.11.2010, 20:35 | Сообщение # 2
Уважаемый
Сообщений: 5542

Quote (Art)
одна из первых послевоенных моделей — ЗИС-154

Шшшшшииикарно cool

Quote (Art)
Одним из самых распространенных городских и пригородных автобусов в течение нескольких десятилетий был ЛиАЗ-677

Жалко их мало где можно встретить...А если удается где-нибудь проехаться,то прям такая ностальгия...
Но вот их недостаток был еще и в том,что ломались они влёт.Причем разница между новым и не совсем была незначительной.
Quote (Art)
«Пазики» стали основным общественным транспортом пригородных и межсельских маршрутов — там на их плечах лежало 80% перевозок

А вот этих автобусов еще осталось много где.Я например за последние года 3 на них часто катался.


Так называемые парадоксы автора, шокирующие читателя,
находятся часто не в книге автора, а в голове читателя.
 
Art Дата: Четверг, 18.11.2010, 06:25 | Сообщение # 3
Наблюдатель
Сообщений: 8669

Quote (RQ)
Жалко их мало где можно встретить...

У нас по городу еще как ездят. cool


Не молчи на меня.
Правила форума
К чему приводят споры с модератором
 
Fill Дата: Пятница, 19.11.2010, 00:23 | Сообщение # 4
Уважаемый
Сообщений: 2231

Quote (Art)
У нас по городу еще как ездят. B)

Это те которые 101-е ? Может ошибаюсь.
Если да, то все уже не ездят, другие пустили - маленькие.
 
Art Дата: Пятница, 19.11.2010, 09:11 | Сообщение # 5
Наблюдатель
Сообщений: 8669

Недавно видел, ездят.

Не молчи на меня.
Правила форума
К чему приводят споры с модератором
 
aleksey Дата: Четверг, 27.10.2011, 22:02 | Сообщение # 6
Наблюдатель
Сообщений: 7

А вот два представителя современной чудо-техники, выпускаемой у нас на Донбассе в г. Часов Яр.
Воплощение дизайнерской мысли и верх совершенства: РУТА 41 ТА



и РУТА 35-ТА Турист.



P.S. Да здравствует прогресс!
Нам тоже есть чем гордится...


Сообщение отредактировал aleksey - Пятница, 28.10.2011, 11:22
 
aleksey Дата: Четверг, 27.10.2011, 22:21 | Сообщение # 7
Наблюдатель
Сообщений: 7

Quote (Dominik)
их случайно не из чернобыльского металлолома делают? Свой чермет уже давно за бугор продали_


Из какого металлолома делают незнаю, но то что из металлолома это точно. smile
Если кто-то восхитился и хочет узнать больше, пройдите на сайт производителя http://ruta-bus.com/


Сообщение отредактировал aleksey - Пятница, 28.10.2011, 10:56
 
autohitqnc Дата: Суббота, 10.06.2017, 02:24 | Сообщение # 8
Новичок
Сообщений: 58

Привет товарищи!

Предлагаем Вашему вниманию интересный сайт для заказа ремонта и обслуживания вашего автомобиля.
СТО-автосервис “АВТОХИТС”в Минске предлагает полный комплекс услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей.Каждый владелец иномарки знает, что ремонт авто- это все-таки серьезное дело. И его лучше доверить профессионалам. Обращаясь в ненадежный центр, Вы прежде всего рискуете своей безопасностью, а также безопасностью окружающих. Ведь, согласитесь, безопасность других на дороге также зависит и от Вас. Ремонт иномарок лучше производить в специальных автосервисах и техцентрах.Мы осуществляем ремонт автомобиля любой сложности. Ремонт в нашем автосервисе производится по рекомендациям завода-изготовителя. Наши высококвалифицированные мастера, которые специализируются на техническом обслуживании и ремонте автомобилей , при ремонте используют только лучшее сертифицированное оборудование. Мы обеспечиваем полное наличие необходимых материалов и запчастей лучших производителей.Выполним следующие виды работ:
1)Замена масла и фильтров-Заменим масло и фильтры в двигателе,трасмиссиях,редукторах.
2)Диагностика и ремонт подвески- Прежде чем выполнить ремонт подвески, наши мастера проведут комплексную диагностику, позволяющую выявить мельчайшие изъяны в подвеске Вашего авто. Диагностика на СТО“АВТОХИТС” определит, какие именно ремонтные работы требуются передней или задней подвеске автомобиля.
3)Ремонт двигателя и трансмиссии-Исправная работа двигателя, бесспорно, продлевает срок службы запчастей всей подвески и ходовой автомобиля. Поэтому, если вы подозреваете, что появились признаки его неисправной работы звоните и приезжайте к нам.
4)Компьютерная диагностика- Любой современный автомобиль имеет множество электронных блоков, отвечающих за работу двигателя, АКПП, климат-контроля, ABS, SRS и прочей электроники, поэтому в 9-ти случаях из 10-ти начинать поиск неисправности автомобиля необходимо с проведения компьютерной диагностики..
5)Ремонт тормозной системы- Ремонт тормозной системы должен выполняться регулярно.От качества тормозной системы и состояния тормозных колодок и дисков зависит успешное разрешение многих аварийных ситуаций на дороге, здоровье и жизнь водителя и пассажиров.
6)Заправка и обслуживание кондиционеров- Обслуживание и заправка кондиционера авто в Минске, а также обслуживание систем климат контроля – это трудоемкий процесс, осуществляемый в несколько этапов. Вначале мастер оценивает состояние климатической системы, визуально осматривая все детали и элементы, выявляя подтеки, масляные пятна и механические повреждения, а после проводит более детальную диагностику.
7)Кузовной ремонт и покраска-Наше СТО специализируется на ремонте всех типов кузовов. Мы принимаем в работу абсолютно все марки машин, включая микроавтобусы и фургоны.
8)Ремонт турбин-Мы предлагаем качественное восстановление и ремонт турбины разных видов и моделей с заменой поврежденных деталей в самые краткие сроки.
Нам будет приятно видеть у нас на сайте НАЖМИТЕ ССЫЛКУ
От всей души Вам всех благ!
ремонт гбц дизеля
замена ремня грм пежо 307 2 0
центр компьютерной диагностики
установка подключение автосигнализации
ремонт двигателя м52
ремонт двигателя мазда 626 2 0
замена ремня грм фиат браво 1 4
полировка фар изнутри
рено логан ремонт передней подвески
компьютерная диагностика форд транзит
ремень грм это ремень генератора
восстановление суппорта
замена ремня грм гранде
ремонт кузова
компьютерная диагностика автомобиля фольксваген
кольт регулировка клапанов
ремонт глушителя минск
замена грм цена
меняют замене прокладки гбц
компьютерная диагностика мерседес
замена помпы без снятия ремня грм
замена ремня грм фиесте
ремонт передней подвески авто
адаптер для компьютерной диагностики автомобиля
ремонт задней подвески ксара пикассо
опель омега замена ремня грм
шлифовка головы
ремонт системы смазки двигателя
замена автосигнализации
ремонт задней подвески каризма
замена гофры глушителя
замена ремня грм цена пежо
руководство ремонту двигателей isuzu
ремонт шевроле
покраска машины в камере цена
покрытие фар после полировки
установка катализатора
развал схождения колес
замена маховика -dsg
замена ремня грм vw b5 1 8 t
замена глушителей катализаторов
сход развал
ремонт блока цилиндров двигателя в минске
диагностика автомобиля
ремонт 651 двигателя мерседес
ремонт генераторов в минске
тормозные диски и колодки
пыльник заднего суппорта
ремонт подвески фиат браво
рено к9к замена ремня грм
перебрать суппорт
развал схождения авто
полировка кузова жидкое стекло отзывы
skoda felicia регулировка клапанов
покрытие с целью защиты авто в минске
передняя подвеска туран ремонт
ауди а3 замена ремня грм
полировка фар авто
регулировка клапанов мондео 3
кузовной ремонт покраска -отзыв
замена ремня грм на пежо 406 цена
когда менять колодки
форд фокус замена ремня грм руками
ремонт двигатель гольф 1 6
замена ремня грм пассат б4
диагностика турбин
регулировка клапанов дачия логан
ремонт головки дизельных двигателей
ремонт хендай
замена ремня грм фольксваген джетта 1 6
признаки капитального ремонта двигателя
суппорта брембо
фольксваген т5 ремонт двигателя
ремонт передней подвески ауди а4 б5
заправка автомобильных кондиционеров
ремонт коробки предач в минске
ремонт двигателя фокус 2
замена ремня грм альфа ромео 1 6 156
полировка лака авто
опель омега б ремонт двигателя
развал схождение в минске
профессиональная полировка кузова автомобиля
замена ремня грм f3r
ремонт коробок передач +в минске
стоимость регулировки света фар
замена ремня грм ауди а4 б6
прокладки гбц
стенд развал схождение -купить -продавать -рука -самодельный -установка
регулировка клапанов рейсер 250
ремонт алюминиевых кузовных
регулировка клапанов 1 8 tsi
полировка авто цена
ремонт подвески цена
замена ремня грм на пассат б3 1 8
ремонт и замена катализаторов в минске
замена ремня грм vw t4 2 4 d
суппорт колодки
сколько стоит замена тормозных колодок
ремонт пневмоподвески +в минске мерседес
компьютерный развал схождение Минск


суппорта
 
Форум Рубежного » Технологии » Авто\Мото » Автобусы СССР (обзор и фото)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Статистика Форума
Последние темы Читаемые темы Лучшие пользователи Новые пользователи

Скрипты и хаки для Opera

(12)

Компания Apple презентовала две новые модели iPhone

(2)

Новая жжизнь без трусов

(4)

Страшная правда о майдане

(2)

В Украине изменились правила междугородного набора

(3)

Тут не рады людям ?

(2)

Как завязывать галстуки

(2)

Разбил порша в Северодонецке

(6)

Русский феминизм - бессмысленный и беспощадный

(12)

Брестская крепость

(1)

Мэр Козюберда К.Г. - и его команда. Слова и дела...

(1355)

Новый мэр

(1068)

Болтовня о Рубежном.

(1026)

Почем нынче вода у Рубежанского ВОДОКАНАЛА...

(1021)

ЗЕМЛЯ ГРОМАДЫ или ЧАПОВОЙ - вот в чём вопрос !

(951)

Проблема отопления квартир рубежан.

(793)

Рубежанский сервер обновлений антивирусных баз NOD32

(773)

Магазины города Рубежное

(718)

Юридический ликбез для водителей

(648)

Мэр .......... и его команда

(616)

  • Art
  • RQ
  • Chuvirlol:)
  • Zolotaya
  • Kiss19
  • Fill
  • Kanaplist
  • МАСТЕРМАГ
  • Sender
  • sergg
  • antares
  • FsnatR
  • Axel
  • Серёня
  • гость2011
  • Jiolavera24
  • Vestaya
  • vadim29
  • Васильевич8
  • kukusya
  • Vanopilot22
  • jinebi9590
  • treffy
  • cksosever
  • Alex_Prat
  • dragonga
  • juretzpolejko
  • vera0000
  • token
  • MarkMenson

  • Copyright rubezhnoe.com © 2008-2024


    Рейтинг сайтов Луганска и Луганской области