Правозащитники общественной организации «Мирный берег», которые, в частности, отыскивают безвести пропавших, зафиксировали 95 случаев казней на востоке Украины.
Согласно докладу организации, из 95 казненных 50 были гражданскими. 63 человека погибли от огнестрельного оружия, 18 – от пыток. Среди убитых – 84 мужчины и 11 женщин.
В казнях 49 человек правозащитники обвиняют незаконные вооруженные формирования (НВФ) Донецкой области, в 30 – НВФ Луганщины, в 11 случаях – украинских военных. В своем исследовании им не удалось установить виновников смертей пять человек.
«В НВФ есть подразделения, которые принципиально не берут пленных. Они убивают их после задержания, иногда перед убийством пытая и проводя зверски допросы (16 погибших). Нередко убийцы кичатся совершенным в соцсетях и в тематических интернет-ресурсах, к которым может получить доступ каждый, даже ребенок», – пишут авторы доклада.
Материалы для доклада правозащитники собирали более полугода. Среди них – фото и видеодоказательства, опрос свидетелей и собственные расследования.
Они убеждены, собранные материалы будут дополнительными доказательствами международных преступлений для Международного уголовного суда, которые произошли в Украине.
Екатерина Вижевская, заместитель председателя “Мирного берега”, убеждена, что исследование будет залогом неотвратимости наказания для нарушителей права на жизнь.
“Украина и мир должны знать и понимать, что подвешивать живого человека за ноги и сдирать с него кожу, как с барана, сверлить женщине-волонтеру коленные чашечки, разбивать конечности пальцев молотком, отрезать их, использовать задержанных, как саперов, пуская через минные поля – недопустимо “, – говорит она.
В документе констатируется, что извлечение глаз, “игра в русскую рулетку”, расстрелы и пытки стали привычными развлечениями для представителей российских незаконных вооруженных формирований (НВФ) на оккупированных РФтерриториях Донбасса.
Авторы доклада раскрывают истории 9 погибших и потерпевших от пыток со стороны НВФ в Луганской и Донецкой областях. В организации рассказать об 11 случаях казней со стороны украинских военных.
УБИЙСТВО СОЛДАТА
5 сентября 2014, в соответствии с Минскими договоренностями, на востоке страны должны были остановиться боевые действия, а враждующие стороны отойти на заранее согласованную линию разграничения. Поэтому подразделение 24 бригады территориальной обороны (БТрО) “Айдар” оставило свои позиции в районе поселка Металлист Луганской области и двумя автомобилями перебиралось в Счастье. Однако военные попали в засаду – их расстреляли боевики диверсионно-штурмовой разведгруппы (ДШРГ) “Русич”. Из 28 человек в живых остались четверо.
Проведя расследование, правозащитники указывают, что боевики захватили солдата W2863 живым. Но, как они отмечают, разведгруппа НВФ отличалась тем, что не брала никого в плен. Мужчине вспороли живот, что не привело к немедленной смерти. Фото и видео зафиксировали, что военного убили впоследствии выстрелом в голову.
Авторы доклада называют руководителем и исполнителем пыток и убийства командира ДШРГ “Русич” Мильчакова (“Серб»). Кроме этого, они подозревают, что к преступлениям причастны житель Норвегии Петровский Ян Игоревич (“Славян”), Полехин Павел Владимирович (“Уголек”) с Луганщины и Виталий Орлов (Вискас) из Броваров.
МИХАИЛ СЛИСЕНКО
Водитель 24 батальона территориальной обороны “Айдар” Михаил Слисенко попал в засаду то же 5 сентября на трассе Счастье – Металлист в районе села Цветные Пески на Луганщине.
Мужчину удерживали в комендатуре областного военного комиссариата. Его пытали из-за того, что он был “айдаровцем”. Как утверждают двое свидетелей, Михаил Слисенко не выдержал пыток на допросе и умер 7 сентября 2014.
Залегендированый свидетель W3181 рассказывает, что злоумышленники бросили к его ногам тело покойного со словами “Говори спасибо, что ты не” айдарвец”.
Авторы доклада подозревают в его убийстве боевиков диверсионно-штурмовой разведгруппы “Патриот” Смолянкина Иоанна Анатольевича, Киселева Виталия Викторовича и боевиков батальона “Заря” Чернышева Евгения ( “Колобок”), мужчину по прозвищу “Летчик”.
РАССТРЕЛ У ШИШКОВО
Вечером 5 сентября 2014 года в районе сел Крутая Гора и Раевка на Луганщине военные Вооруженных сил Украины попали в засаду. Двое свидетелей, которые спрятались в “зеленке” в 20 метрах от места происшествия, рассказали, что участники НВФ открыли огонь, требуя сложить оружие. Украинские военные призвали боевиков не стрелять из-за того, что у них был тяжело раненый. Таким образом четверо попали в плен.
Свидетели слышали распоряжение надевать черные пакеты на головы пленных и вести на опорный пункт НВФ “Дамба”.
Захваченных нашли в месте массового захоронения 4 июня 2015 возле села Крутая Гора.
Роман Яцыныч, общественный следователь “Мирного берега” говорит, военных расстреляли. Его коллеги нашли и ссылаются на видеозапись, на которой они узнали мужчин.
“В этих убийствах у нас было много невыясненных моментов, и мы создали по легенде так называемого Семена Вконтакте и вышли на связь с Анатолием Агеевым из российского Белгорода, который на момент преступления был во роте специального назначения” Мангуст”, входившей в состав батальона “Заря””, – рассказывает Роман Яцыныч.
По словам руководителя проекта Геннадия Щербака, Анатолий Агеев сам сбросил видеозапись.
“Всех, кого на видео положили, им головы обушком (кистень, боевая гиря – ред.) пробили. Потом еще и сверху попрыгали”, – цитирует Анатолия Агеева общественный следователь.
Кроме этого, в преступлениях авторы доклада подозревают других боевиков батальона “Заря” – Краевая Михаила из Москвы, Иванова Михаила из Казани и россиянина по кличке “Гранит”.
АЛЕКСЕЙ КУДРЯВЦЕВ
14 июля 2014 года представители НВФ Донетчины сняли Алексея Кудрявцева с рейсового автобуса, который следовал в Артемовск. Там мужчина проходил службу в батальоне патрульной службы милиции особого назначения. По показаниям водителя автобуса, боевики нашли в сумке Алексея его милицейскую форму и удостоверение сотрудника милиции.
Составители отчета отмечают, что о пребывании в плену мужчины известно не много. Вечером 14 июля в интернете появилось видео его допроса. Его отец Николай Кудрявцев предполагает, что Алексей при записи был под действием психотропных веществ, потому что у него не наблюдается привычный для него дефект речи. Отец убежден, что его сыну пришлось признаваться в преступлениях, которых он не совершал.
В конце видеозаписи командир отряда самообороны Горловки Игорь Безлер (“Бес”) заявил, что уничтожил мужчину.
Свидетели рассказали правозащитникам, что Игорь Безлер показывал видеозапись с допросом Алексея. По их словам, с него сняли скальп и просверлили ноги. Боевик по кличке “Якут” сообщил другим пленным, что Алексея застрелили. Правозащитники опросили пятерых свидетелей по делу об убийстве милиционера.
Ранее представитель Украинского Хельсинского союза по правам человека Олег Левицкий возмущался, что Следственное управление Донецкого областного милиции не расследовало производство по статье 115 УК Украины (умышленное убийство). Игорю Безлеру объявили подозрение по этой статье в ноябре 2015 года.
|