Зарег. на сайте Всего: 39781 Новых за месяц: 0 Новых за неделю: 0 Новых вчера: 0 Новых сегодня: 0 Из них Администраторов: 1 Модераторов: 2 Rubezhnoe.Org.Ua Team: Проверенных: 4159 Обычных юзеров: 32404 Забаненных юзеров: 1 Из них Парней: 37396 Девушек: 2382
Сегодня специалисты констатируют:
деятельность Управления образования и науки, органов управления
образованием в городах и районах области в 2008 году была направлена
на дальнейшее развитие области, обеспечение качества образовательных
услуг и равный доступ к ним всех граждан. Внедрена система
мероприятий по исполнению Указов Президента Украины «О неотложных
мероприятиях по обеспечению функционирования и развития образования в
Украине» и «О дополнительных мерах относительно повышения качества
образования в Украине». Сфера образования имела положительную динамику
развития, благодаря творческой работе учителей, преподавателей,
воспитателей, внедрению новых педагогических технологий и увеличению
финансирования из государственного и местных бюджетов. Областной
государственной администрацией постоянно проводилась работа с органами
исполнительной власти и органами местного самоуправления относительно
направления средств местных бюджетов на образование помимо
контрольных цифр Министерства финансов. Результатом общей работы стало
не только значительное увеличение финансирования, но и поддержка
одаренной молодежи, подготовка к внедрению единой системы мониторинга
качества образования и тестирования учеников для вступления в высшие
учебные заведения, доступность качественного образования, создание
условий для научно-исследовательской деятельности в учебных заведениях,
оптимизация сети учебных и учреждений образования и т.п. Таким
образом, в 2008 году система образования области в основном
развивалась стабильно. Но… Последние события, которые произошли в
стране, не могли не отразиться и на образовании. И все достижения
сегодня кажутся мизерными по сравнению с тем, сколько проблем
«свалилось» сразу на работников образования… А это в первую очередь
экономические проблемы, которые просто не могли не возникнуть, когда в
мире экономический кризис. По словам заместителя председателя
облгосадминистрации Владимира Заблоцкого, одной из основных сегодня
причин возникновения проблемной ситуации являются бюджеты городов и
районов. На Луганщине бюджеты только 6 территорий полностью покрывают
потребности учреждений образования на 2009 год. Среди счастливчиков –
Антрацит, Краснодон, Рубежное, Новоайдарский, Новопсковский и
Славяносербский районы. На 15 территориях бюджет закрывает более 90%
потребности. Только на 64,8% будет удовлетворена потребность в
Лисичанске, проблемными остаются город Брянка, Кременский и Меловский
районы, а в Кировске вообще не принят бюджет. И хотя на всех
территориях разработаны основные направления деятельности на I
полугодие 2009 года с учетом выполнения мероприятий антикризисных
программ государственного и регионального уровня, Владимир Заблоцкий
все-таки считает, что ситуация достаточно сложная, а потому требует
вмешательства и областного Совета, и облгосадминистрации для того,
чтобы сохранить систему образования.
Два в одном
Виктория
– мать трехлетней Дарьи. Сегодня она уже спокойна за будущее своего
ребенка. Наконец-то малышку определили в садик. А ведь как только
Дашеньке исполнилось 9 месяцев, молодая мама уже начала подумывать,
куда она сможет пристроить своего ребенка через пару лет. –
Ходило много слухов в то время, что ребенка невозможно устроить в
детский сад, – говорит она. – Поэтому и я решила с этим вопросом не
затягивать. Так уже тогда, два года назад, мы бегали с малышкой по
садикам. Ругались, три раза записывались. А потом опять нас нет в
списках, то тетрадку с нашими фамилиями потеряли, то заведующие
меняются с немыслимой скоростью. Кстати, росли мы, рос и спонсорский
взнос… Был 500 грн., потом 700 грн., а позже стал вообще 1500 грн…
Это я сейчас хвастаюсь – устроили, как говорится, по блату… А сколько
мы с девчонкой бегали, ругались… пока нашли этот блат… Действительно
проблема с детскими садами сегодня существует. Когда-то в 90-е их
закрывали, продавали, сегодня пришло время расплачиваться за «грешки».
И хотя на протяжении последнего года чувствительно увеличилось
внимание к решению проблемы обеспечения детей дошкольным
образованием, на всех уровнях исполнительной власти и местного
самоуправления рассматривались пути предоставления детям дошкольного
возраста соответствующих образовательных услуг, проблема
финансирования опять привела нас в тупик. – Да, действительно,
продолжалась работа относительно восстановления функционирования
дошкольных учебных заведений, – отмечает начальник Управления
образования и науки Ирина Цымбал. – Но задача программы «Образование
Луганщины 2007 – 2011 годы» в полном объеме не выполнена через
недостаток средств: из запланированных восьми учреждений восстановлена
работа лишь трех – в Лисичанске, Троицке и в Сватовском районе. Сегодня
в целом количество детей, охваченных дошкольным образованием, в
сравнении с прошлым годом увеличилась на 3,3 тыс. и составляет 51,5
тыс., то есть 59,3% от общего количества детей дошкольного возраста.
Тем не менее этот показатель значительно ниже 50% в городе
Лисичанске, Антрацитовском, Белокуракинском, Станично-Луганском
районах. Ситуация относительно устройства детей в дошкольные
учреждения сложная и в городах Антрацит, Красный Луч, Лисичанск,
Ровеньки, Перевальский, Сватовский и Меловский районы. Общая очередь
в дошкольные учреждения области составляет 1639 детей. Охват детей
пятилетнего возраста дошкольным образованием составляет 81% по
области. Как отмечает Ирина Цымбал, виноваты и отделы образования.
Ведь неспроста в Антрацитовском, Новоайдарском, Новопсковском,
Перевальском и Попаснянском районах этот показатель ниже 40%.
Но уже сегодня специалисты ищут пути решения проблемы
Сегодня
лучшим вариантом решения проблемы является увеличение количества
учебно-воспитательных комплексов «Общеобразовательное учебное
заведение – дошкольное учебное заведение» – два в одном. В прошлом году
такие комплексы были открыты в городах Кировске и Брянке, это частично
решило социальные проблемы в этих шахтерских городах. Вместе с тем
ресурс создания таких комплексов не использован в сельской местности,
хотя все экономические преимущества сравнительно с расходами на
восстановление зданий дошкольных учреждений очевидны. Также, по
словам Ирины Цымбал, сегодня совсем не использован органами
местного самоуправления такой ресурс обеспечения доступности
дошкольного образования, как восстановление или создание дошкольных
учреждений в помещении школ на началах аренды. – На наш взгляд,
это один из наиболее экономных путей для развития системы дошкольного
образования в сельской местности, – говорит она. – Существенные
преимущества создания и развития сети таких учреждений состоят в том,
что расходы на ремонты помещений будут значительно меньшими,
финансирование на их содержание будет обеспечиваться бюджетами разных
уровней, в результате уменьшатся расходы на содержание помещений школ,
которые уже практически полупустые.
Почему полупустые?
Так,
сегодня в 732 общеобразовательных учебных заведениях приобретают общее
среднее образование 186,2 тыс. учеников. Сеть уменьшилась на 13 школ в
сравнении с прошлым учебным годом, а общее количество школьников
уменьшилось на 11,7 тыс. учеников. Управление образования и науки
обеспокоено тенденцией, которая складывается в последнее время,
особенно в сельской местности: с 2001 года закрыто 73
общеобразовательных учебных заведения; уменьшается средняя
наполняемость школ и классов; возрастает количество
общеобразовательных учебных заведений с малой численностью
учеников. – 88 школ отнесены к категории учебных заведений с
малой наполняемостью учеников – до 50 лиц, что составляет 32,4% от
общего количества школ области, – говорит Ирина Цымбал. – Практически
это каждая восьмая школа области. А это приводит к значительному
повышению стоимости содержания общеобразовательных учебных заведений.
Ситуация сложная и нуждается во взвешенном подходе к ее оптимизации.
Тем не менее многочисленные обращения родителей учеников,
педагогических работников, которые поступают в Управление
образования и науки, государственные органы власти, часто
свидетельствуют о поспешности и необоснованности принятых решений,
игнорирование мнения жителей населенных пунктов приводит к социальным
конфликтам, нездоровому напряжению, как результат безосновательного
закрытия общеобразовательных учебных заведений как в городах, так и на
селе. С принятием постановления Верховной Рады Украины «О внедрении
моратория на закрытие общеобразовательных учебных заведений в сельской
местности» мы надеемся, что этот процесс в области будет приостановлен.
С особой осторожностью нужно подходить к решению вопроса учеников
начальных классов. Целесообразно, чтобы эти дети получили начальное
образование в населенном пункте, где они проживают. Сегодня в
области 106,7 тысячи детей в возрасте до шести лет, ежегодно количество
их увеличивается на 2 – 3 тысячи. А потому сегодня местным органам
государственной исполнительной власти и органам местного самоуправления
необходимо проанализировать имеющуюся сеть малокомплектных школ,
определиться с перспективой дальнейшего их функционирования с учетом
состояния рождаемости в каждом населенном пункте, рассмотреть
возможность создания на их базе учебно-воспитательных комплексов
«Общеобразовательное учебное заведение – дошкольное учебное заведение»
или открыть дошкольные группы при школах, создать учреждения семейного
типа «школа – семья», ввести индивидуальную или дистанционную форму
обучения.
Бытовые проблемы…
Оптимизация сети
школ – это, конечно, хорошо. Но не стоит и забывать о таких бытовых
проблемах, как подвоз учеников к месту обучения и домой, а так же
болезненный вопрос, чаще всего для родителей учащихся, – злополучный
ремонт школ. Так, сегодня в области в подвозе нуждаются 9,5 тыс.
учеников, которые подвозятся до 233 учебных заведений из 424
населенных пунктов области. Подвоз учеников осуществляется 24
школьными автобусами, приобретенными за средства государственного
бюджета, 30 автобусами, приобретенными за средства местных бюджетов, и
121 арендованным автобусом. В 2008 г. надеялись, что таких автобусов
станет больше. Но опять вопрос уперся в деньги. В 2008 году
область получила 846 тыс. грн. на приобретение автобусов из
государственного бюджета. Были заключены договорные обязательства с
Автодомом «Богдан» на приобретение 9 автобусов, но в силу
экономической неурядицы получены лишь 2 автобуса для Перевальского и
Марковского районов… И перспективы нерадостные. Что касается ремонтов, то здесь вообще все очень сложно. –
Я понимаю, что бюджет 2009 года – проблемный во всех городах и районах
области, – говорит Ирина Цымбал. – Тем не менее бюджет
образовательного звена не может не учитывать то, что на обслуживании
общеобразовательных учебных заведений находится 717 основных учебных
корпусов, а так же свыше 1200 зданий, – интернатные общежития,
учебные мастерские, котельные, спортивные залы… За два предыдущих года
вопрос капитальных и текущих ремонтов решался хотя и не в полном
объеме, но если сравнить с текущим годом, на достаточном уровне. В
бюджетах городов и районов области в 2008 году использовано на
капитальные и текущие ремонты свыше 12 млн. грн., предоставлена
спонсорская помощь на сумму свыше 9 млн. грн. На протяжении последних
лет Законом Украины «О Государственном бюджете Украины»
предполагались субвенции из государственного бюджета местным бюджетам
на социально-экономическое развитие регионов, в том числе на
капитальный ремонт, реконструкцию и строительство учебных заведений. В
целом тенденция была положительной… Анализ же распределения бюджета
на образование в 2009 году свидетельствует о том, что выделение средств
на ремонтные работы в учебных заведениях планируется лишь в бюджетах
городов... В городах Брянка, Краснодон, Стаханов выделены средства,
которые являются погашением кредиторской задолженности за предыдущий
год. В бюджетах образования во всех других городах и районах не
запланированы средства на проведение капитальных и текущих ремонтов. А
ведь сегодня нуждаются в капитальном ремонте 107 школьных зданий и 23
находятся в аварийном состоянии. Специалисты рекомендуют
руководителям органов управления образованием, учебных заведений искать
спонсоров и надеяться на благотворительные взносы физических и
юридических лиц с целью улучшения материально-технической базы
учреждений образования. Вероятней всего, что «крайними» и самыми
богатыми окажутся опять родители учащихся.
Планы…
В
2009 году запланировано создание дошкольных учреждений на базе 14
общеобразовательных учебных заведений. Это могло бы стать хорошим
решением проблемы… Этот проект направлен в Кабинет Министров и в
случае финансовой поддержки будет реализован. Но будет ли эта
финансовая поддержка, остается лишь только надеяться. Но работники
образования не привыкли опускать руки. Тем более что положительные
тенденции все-таки есть – передача дошкольных учреждений в
коммунальную собственность территориальных общин с целью их
дальнейшего восстановления, например, в городах Лисичанске,
Первомайске, Кременском районе, распространение альтернативных форм
предоставления образовательных услуг детям дошкольного возраста:
такие, как социальный патронат, кратковременное пребывание детей в
группах общего развития, посещение дошкольных групп при школах…Да и
много их – все не перечислишь… Работники же образования своими
достижениями сильно не хвастаются. Считают, что сегодня не столько
нужно анализировать достижения и положительные тенденции 2008 года в
системе образования области, сколько проявить риск и спрогнозировать
пути предотвращения отрицательных последствий экономического кризиса и
соответственно недостаточного финансирования области с целью
обеспечения равного доступа к качественному образованию в условиях
ухудшения экономической ситуации в 2009 году. Задача сложная, но
решать ее необходимо. Будем надеяться, что они с этим справятся. lugansk.proua.com
из статьи я так и не понял как же всё-таки спасать собираются? проще было бы обратно выкупить отданные в аренду садики. точнее не продлевать аренду. и всё.! проблема решиться сама собой. а то вокруг одни налоговые, суды и носочники..
Нiko из статьи я так и не понял как же всё-таки спасать собираются? Скорее всего ни как, так как в бюджете при таких то условиях в экономике денег как всегда не хватит.
проще было бы обратно выкупить отданные в аренду садики. точнее не продлевать аренду. и всё.! проблема решиться сама собой. а то вокруг одни налоговые, суды и носочники.. А кто туда придёт на их место? Просто складывается такая ситуация: садов нехватает, но и денег чтоб содержать их больше - нет. Мы вот встали в очеред на детский сад, но когда эта очередь дойдёт до нас неизвесно. Многие становятся в очередь сразу опосле рождения ребенка чтоб в 3 года он уже пошел в сад!
Единственным решением я считаю приход часного предпринимателя. Но наша ж бюрократитя просто не даст ему прийти в эту область.
Государство у нас такое что не может охватить все проблемы Да оно много чего не может. Это не наши заботы. Мы выбираем депутатов, чтобы они работали на наше благо, мы им платим - пусть выполняют свою работу!!!