Высоко же над зоной конфликта, на высоте более 10 тысяч метров над восточной Украиной продолжали летать пассажирские самолеты. Некоторые авиакомпании решили облетать этот район за месяцы за трагедии, но многие продолжили полеты. За неделю до катастрофы сотни самолетов пересекли военную зону, включая немецкую Lufthansa.
После крушения «Антонова» украинское управление безопасности полетов закрыло воздушное пространство ниже 10 тысяч метров. Несмотря на то, что высота выше 10 тысяч — тоже зона боевых действий в современной танковой войне.
Кроме “Су-25″ украинские воздушные силы имеют в наличие штурмовики “Миг-29», способные подниматься на высоту 18 тысяч метров. Штурмовик может снижаться для атаки танков и комплексов «БУК» противника. Команда «БУКа» подвергается риску, если она не атакует на высоте приближающийся самолет противника.
Гражданский трафик в воздухе предоставляет украинским штурмовикам драгоценные секунды в их сражение с «БУКом». Украинский штурмовик может прятаться за пассажирским самолетом. Каждый, кто метит в штурмовик c земли, грозит попасть в гражданский. Это похоже на перестрелку на Диком Западе. Это также сравнимо с дуэлью, когда один стоит в голом поле, а другой прячется в классе, набитом школьниками.
Пресс-секретарь Совета безопасности Украины заявил, что Украина 17 июля не поднимала в воздух штурмовые самолеты. Но отказался ответить на вопросы о безопасности пассажирских рейсов.
Страны Евросоюза должны были предупредить авиакомпании. Их военные эксперты должны были знать, что они не могут полагаться на украинские власти в военной ситуации. В июле 2014 года Украина была близка к территориальному развалу, шла яростная гражданская война, целые регионы были оккупированы российскими войсками.
Но ничего не произошло. Германия и ЕС оказались неспособными назвать войну войной; страны-члены знали, что российские танки находились на территории сепаратистов, но отказывались делать соотвествующие выводы. В ответе по электронной почте пресс-секретарь немецкого правительства вновь обратился к вышеуказанному заявлению, что Германия не видела угроз гражданским самолетам в небе над восточной Украиной до 17 июля 2014 года.
А авиакомпании? Использование воздушных маршрутов в обход восточной Украины означало повышение стоимости полета. А кому это нужно?
В электронном письме пресс-секретарь Lufthansa сообщил, что немецкая авиакомпания летала над восточной Украиной до 17 июля. Позже Lufthansa провела анализ безопасности полетов, но только правительства, утверждает ее представитель, владеют всей информацией для оценки рисков. «Правительства несут ответственность за закрытие воздушных путей», – сказал он, подчеркнув, что главная забота его компании – безопасность пассажиров.
Но пассажиры без их уведомления были превращены в человеческие щиты в войне на земле и воздухе над восточной Украиной.
ПУТИН ПРЕДЛАГАЕТ ОБЪЯСНЕНИЯ
В ночь после крушения самолета MH 17 президент России Владимир Путин сделал заявление на российском телевидение. Он заявил, что правительство в Киеве ответственно за трагедию, и приказал российским властям собрать «объективную информацию» о катастрофе для разъяснения международной публике.
Через четыре дня генерал-лейтенант Андрей Картаполов, начальник главного оперативного управления Генштаба РФ, представил «объективную информацию», которую передавало в прямом эфире российское ТВ. Офицер сидит перед огромным видео экраном, у него две большие звезды на погонах, аккуратно подстриженные волосы. Он демонстрирует карты, таблицы и фотографии. Картаполов предлагает две версии того, как был сбит MH 17, следуя старому принципу российской пропаганды — смешать возможную правду со множеством правдоподобных, что даже абсурдные версии становятся правдоподобными.
Первый сценарий: Что рейс MH 17 мог отклониться от установленного маршрута и оказаться на растояние трех км от украинского штурмовика. Что штурмовик мог выпустить ракету.
Маловероятный сценарий: отчет комисси Нидерландов, который был опубликован через два месяца после пресс-конференции, не упоминает возможного нахождения штурмовика рядом с MH 17. Эксперты CORRECT!V по ПВО согласны, ракета была выпущена по MH 17 с земли.
Второй сценарий: Картаполов продемонстрировал стутниковые снимки, которые якобы запечатлели бригаду «БУК» украинской армии недалеко от деревни Зарощенское в Донецкой области. Он утверждал, что две самоходные огневые установки были замечены там 17-го июля, и что из них могла быть выпущена убийственная ракета. Что ж, мы поехали посмотреть.
In Zaroshchens‘ke, about 50 kilometers from Donetsk, nobody saw a BUK on July 17th.
НИКТО НИЧЕГО НЕ ВИДЕЛ
Когда стреляет «БУК» он производит звук и выпускает облако выхлопных газов. Запуск оглушающе громкий; выстрел из «БУКа» сопровождается «существенным звуком во время вылета ракеты и поражения цели». Так утверждает заключение Ассоциации российских инженеров, представленное ТВ России. Или, как описывает военный эксперт Шмид: взрыв, протяженный звук и взрыв в воздухе.
Ракета запускается из огнезащитного контейнера, оставляя немного следов возгорания; самоходная огневая установка на гусеничном ходу и оставляет такие же две борозды на земле, как танк. Конденсационный след ракеты в воздухе виден долго в безветреннюю погоду. 17 июля дул слабый ветер. Украинские синоптики за час до поражения самолета зафиксировали скорость ветра в пять метров в секунду.
Видели и слышали ли что-нибудь жители Зарощенского? Если ракета была запущена в окрестностях их домов, они должны были услышать и запомнить.
Восточная Украина в ноябре 2014 года. Поездка начинается с Донецка, опорного пункта пророссийских сепаратистов. Страх войны заморозил жизнь в городе с миллионом жителей. Магазины закрыты или ограблены. Банки закрыты наглухо, банкоматы не работают. Улицы пустеют до темноты. Несмотря на подписанное перемирие 5 сентября можно слышать взрывы, раздающиеся в городском аэропорту.
Зарощенское в 50 км к востоку по автомобильной дороге №21. Она соединяет Донецк и Луганск, две главные крепости пророссийских сепаратистов, контролируемые их бойцами. Так было и 17-го июля. Дорога тянется через равнинную территорию. Асфальт красноречиво испещрен следами войны: танками и взрывами. Перед Луганском он переходит в бездорожье.
Контрольно-пропускные пункты (КПП) установлены перед каждым населенным пунктом и поворотом. Вооруженные мужчины в пестрой форме проверяют машины. Заметное число женщин в камуфляже, они тоже носят калашниковы наперевес. Мы можем видеть кучи угля и резины на горизонте. Донбасс — центр угольной промышленности на востоке Украины. Но большинство шахт закрыты.
Зарощенское — неприметная деревня. Плоские обветренные здания ферм лежат вдоль двух дорог, тут же огороды и конюшни. За ними дорожка, которую можно было видеть на стутниковых снимках российского Минобороны. Земляная дорога хранит следы, возможно оставленные танком. На земле заметны вмятины поглужбе, очевидно, что здесь стояло нечто тяжелое.
Но заросшие поля не таят никаких признаков запуска ракеты. Заметна лишь одна вещь: глубокая борозда выкопана позадиотметин на земле, тогда как остальная часть поля совершенно не обработана и заросла.
Жители деревни не будут названы в этом расследование. Жители восточной Украины должны быть защищены от возможных последствий. Люди боятся как пророссийских сепаратистов, так и украинской армии. Они опасаются взболтнуть лишнее.
Выше полей в маленьком доме живет 70-летняя пенсионерка. Ее седые волосы убраны, морщинистое лицо загорело под солнцем. Старая женщина живет одна. Нет, говорит она, 17-го июля она не заметила ничего необычного. Ни необычных звуков, ни конденсационных следов на небе, ни подозрительных машин. Точно не украинской армии. «Украинцев тут не было, они не посмеют появиться в этих местах».
Женщина горячий сторонник пророссийских сепаратистов и верит в самые невероятные конспирологические теории. Американские нефтяные компании хотели уничтожить жителей Донбасса с помощью самогонных аппаратов, но когда это не сработало, США и фашисты развязали войну в Украине. Только Путин сумел недопустить геноцид русскоговорящего населения Украины.
Но не все жители думают, как старуха с окраины деревни. Повстречавшаяся женщина проявляет мизерный интерес к политике. «У меня коровы, их надо каждый день доить», – говорит она, стоя у ворот фермы в куртке и платке. Она тоже была в Зарощенском 17-го июля, но ничего не заметила. Ей лишь позвонил встревоженный родственник из Москвы после пресс-конференции. Но: «Все чепуха, ничего не случилось». До сих пор они лишь раз были потревожены войной, когда ракета пролетела через город в конце июля: «Мы побежали с детьми в подвал».
Жители деревни собрались на дороге. Никто ничего не видел, ничего не слышал. «БУК» не стрелял из Зарощенского 17-го июля 2014 года. И уж точно не украинская армия, она не контролировала поля в Зарощенском в то время. Заявленияроссийского генерал-лейтенанта оказались ложными.
ПУТЕШЕСТВИЕ «БУКА» ПО ВОСТОЧНОЙ УКРАИНЕ
Но есть и вторая наводка, которую обнаружила британская расследовательская команда. Bellingcat.com возглавляет молодой журналист Элиот Хиггинс. Его метод: скурпулезно изучать следы событий в Интернете. Фото, видео, посты в социальных сетях. Копание в глубинах Интернета может привести к ошеломлящим раскрытиям. Среди прочего, Bellingcat смог разоблачить секретные поставки вооружения в Сирию и восстановить химическую атаку.
Самоходная огневая установка «БУК» – впечатляющая машина. Она обречена быть замеченной.
17 июля, в день катастрофы, машина «БУК» проехала по донецкой дороге №21. Она покинула Донецк примерно в 11 часов утра. Ее перевозят на грузовой платформе с белой кабиной. Фотограф французского журнала Paris Match сделал снимок с движущегося автомобиля. Он был близко и запечатлел боковую часть «БУКа» – его идентификационный номер и другиеопознавательные знаки небрежно закрашены.
На грузовой платформе с «БУКом» – номер телефона. Он принадлежит компании по аренде машин в Донецке. Владелец компании позже сообщил, что его машина была украдена в июне пророссийскими сепаратистами.
Автовоз с «БУКом» продолжил свой пусть по Донецкой области. В тот же день он был снова заснят в Зугресе. Позже пешеход сфотографировал его с заправочной станции в Торезе.
Огневая установка комплекса «БУК» достигла город шахтеров Снежное. Здесь огневая установка снимается с платформы; на другом фото «БУК» с четырьмя ракетами уже самостоятельно едет сквозь Снежное.
Расследователи CORRECT!V побывали во всех местах в Донецкой области, где 17 июля в объективы разных людей попала одна и та же огневая установка, и подтверждают подлинность изображений – обнаружены те же самые дома, здания, дороги и знаки на них, мимо которых проехала грозная машина. Нет сомнений, что днем 17-го июля «БУК» занял позицию в Снежном, на территории, находившейся под контролем сепаратистов.
ОТКУДА РАКЕТЫ?
Bellingcat сумел найти ответ и на этот вопрос. Каждый «БУК» имеет свой идентификационный номер. Это позволяет их с точностью опознать. Расследователи Bellingcat пришли к заключению, что самоходная огневая установка с индентификационным номером 3*2, сфотографированная в июне среди военного конвоя, следовавшего из Курска, города на западе России, в направление украинской границы, тот же «БУК», что был снят Paris Match на востоке Украины.
Выводы Bellingcat базируются на подробном анализе и сравнение снимков «БУКа»: отметины, вмятины и царапины на машине идентичны, как отпечатки пальцев.
В конвой входил командированный отряд 53-й зенитно-ракетной бригады, базирующейся в Курске. В конце июня конвой въехал на территорию Украины. CORRECT!V проверил данные Bellingcat и нашел их убедительными.
Другие подробности. Сержант 53-й бригады был особенно активен в сети, опубликовав множество фотографий своего отряда в странице «ВКонтакте», российском клоне Facebook. Имя сержанта: Иван Краснопрошин. Среди его снимков есть фото страницы журнала вечерней поверки. Под номером один — сержант Краснопрошин, за которым следуют 13 рядовых. Каждый день его поверки отмечен крестиком. Последняя запись от 13 июня 2014 года. Затем напротив фамилии Краснопрошин запись от руки: «Уволен по истечению срока службы по приказу №… (далее не читается — ред. CORRECT!V).Согласно журналу поверки, Краснопрошин оказался не единственным неожиданно уволенным со службы в российской армии, вместе с ним ее ряды в тот же день покинули еще трое его сослуживцев.
Почему они были уволены? Комитет солдатских матерей России сообщал, что многие солдаты перед отправкой в Украину были уволены со службы.
В конце июня, через несколько дней после увольнения Краснопрошина и его товарищей, длинный конвой 53-й бригады ПВО России направлялся в сторону Украины. Снова кто-то опубликовал фото в сети. Снова показалась самоходная огневаяустановка «БУК» с плохо скрытым номером 3*2.
Остается мало сомнений в том, что 53-я российская бригада ПВО из Курска заняла позицию в Снежном на востоке Украины в тот фатальный день.